Добрый самаритянин (trurle) wrote,
Добрый самаритянин
trurle

Секулярная религия

     В диспуте двух людей, не слишком большого ума, натолкнулся на следующий обмен репликами:
- Я вообще не понимаю почему запрещали Галича вообще и  Балладу о прибавочной стоимости в частности
- А я понимаю: в балладе описывается как советские люди отказываются от преимуществ советского строя.
     На самом же деле "Баллада о прибавочной стоимости" являлась антисоветчиной потому что помещала сакральные символы марксизма-ленинизма в юмористический и иронический контекст. Однако цензурные гонения на подобного рода тексты лучше любых иных доказательств свидетельствуют о религиозном характере советского извода марксизма.
     На исходе советской власти обращать внимание на явные параллели между марксизмом-ленинизмом и более почтенными религиями считалось забавной интеллектуальной игрой. К примеру, в католицизме и православии изучении Библии мирянами не вполне  приветствуется, регулярное посещение церковных служб оценивается гораздо выше, чтение же и интерпретация Библии вменена в обязанность посвященным;  в и увестистые  тома "Капитала" и "Полное Собрание Сочинений" Владимира Ильича Ленина занимали в советском культе примерно такое же место. Соответственно, при малейших признаках оттепели заводились марксисты-протестанты, радостно удивлявшие своих сограждан известиями о несоответствии "Капитала" советскому строю и наоборот, советского строя "Капиталу". Из суждений марксистов-протестантов мне почему-то больше всего запомнился термин  "азиатский способ производства", который, по мнению протестантов, гораздо лучше описывал с СССР чем "развитой социализм", при котором, если мне не изменила память, материальные блага должны были политься если не полным потоком, то хотя бы струйкой. Далее, ожидание в некотором отдаленном грядущем установления коммунистического строя, при котором люди будут избавлены от проклятия труда, забудут о заблуждениях собственности и станут добровольно и радостно сотрудничать на общее благо, придавало марксизму-ленинизму явственные эсхатологические черты.
     Впрочем, религиозный  характер марксизма-ленинизма в покойном СССР представлял бы лишь исторический интерес если бы не одно довольна уникальная для предшествующих эпох особенность : марксизм-ленинизм был культом без всякого верховного существа, претендующим на исключительно рациональную и научную природу. С точки зрения адепта марксизма-ленинизма, всякий  мыслящий ( "сознательный" ) человек должен был неизбежно прийти к марксизму. Если же человек марксизма не разделяет, то он либо погряз в невежестве, либо пал жертвой ложного сознания: его классовые интересы настолько овладели его внутренним миром что начисто закрыли возможность увидеть свет истинной веры и настоящее устройство вещей. Таким образом, несмотря на отсутсвие верховного существа, марксизм-ленинизм населял мир вполне мистическими сущностями, именовавшимися "классами", способными контролировать сознание людей; марксизм-ленинизм был своего рода секулярной мистикой.
     Интересно что различные варианты религиозных представлений, так же являющихся секулярными мистиками, широко распространены и за пределами покойного СССР.

    
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments